Письма М.А. Дмитриева к И.И. Срезневскому, И.С. Аксакову, И.П. Корнилову в архивах Санкт-Петербурга

Михаил Алексеевич Дмитриев (1832–1873) – достаточно известный этнограф «второго ряда», его имя упоминается практически во всех пособиях по истории белорусской этнографии. Он был одним из первых собирателей русского происхождения, всерьез занявшихся белорусским фольклором1. Дмитриев родился в семье петербургских мещан, обучался в Главном педагогическом институте (ГПИ) в Санкт-Петербурге, а затем по решению Министерства народного просвещения был направлен на работу в Виленский учебный округ (ВУО), в дворянское училище (впоследствии – гимназию) города Новогрудка Минской губернии. Там он начал записывать белорусские песни, сказки, приметы и предания, отсылая свои записи в Русское географическое общество (РГО). Позднее Дмитриеву удалось перевестись из уездного Новогрудка в столицу края – Вильно, где он занял такую же малозначительную должность учителя гимназии. После разгрома польского восстания 1863 г. и начала «муравьевских реформ» карьера Дмитриева пошла в гору: он занял место инспектора Виленской прогимназии, затем директора Новогрудской гимназии и, наконец, директора Гродненской дирекции народных училищ. В 1869 г. Дмитриеву удалось издать сборник фольклорных текстов, записанных им, видимо, еще в 1850-е гг. в Новогрудке. Интенсивная работа в дирекции училищ и легочная болезнь подкосили Дмитриева, и он умер в возрасте 41 года. После него, помимо изданного сборника и нескольких статей в различных периодических изданиях, осталось большое рукописное наследие, причем значительная его часть находится в архивах Санкт-Петербурга. Четыре весьма объемные этнографические рукописи Дмитриева сохранились в НА РГО, несколько коротких рукописей попали в РО ИРЛИ, одна – в СПбФ АРАН. Кроме собственно рукописей, в архивах Санкт-Петербурга можно найти также письма Дмитриева к ряду известных деятелей того времени. Среди его корреспондентов были: один из крупнейших отечественных славистов середины XIX в., академик Измаил Иванович Срезневский (1812–1880); знаменитый публицист, лидер младших славянофилов Иван Сергеевич Аксаков (1823–1886); попечитель ВУО муравьевского времени Иван Петрович Корнилов (1811–1901). Переписка Дмитриева представляет собой, на мой взгляд, довольно интересный источник по истории белорусской этнографии и истории Белоруссии вообще, причем особенно выделяются в этом отношении письма к Срезневскому. Тем не менее, из всей переписки на данный момент опубликованы только небольшие фрагменты.

За последний год мной были изучены письма Дмитриева к Срезневскому и Корнилову из фондов СПбФ АРАН, ОР РНБ и РГИА. К сожалению, опубликовать их на сайте я не могу, поскольку архивы обставляют интернет-публикацию своих материалов трудновыполнимыми условиями. С другой стороны, я, как непрофессиональный исследователь, не располагаю возможностью напечатать их «на бумаге». Поэтому ниже я просто приведу список всех известных мне писем Дмитриева и попытаюсь дать им краткую характеристику.

Письма Дмитриева к И.И. Срезневскому

Как уже говорилось выше, с 1845 по 1853 г. Дмитриев обучался в ГПИ, где преподавал И.И. Срезневский. Будущий академик занимал там должность профессора историко-филологического факультета и читал студентам курс славянской филологии2. Кроме того, Срезневский входил в руководство Отделения этнографии РГО3. Когда в августе 1853 г. Дмитриев прибыл в Новогрудок, он вместе с остальными новогрудскими учителями получил из РГО программу, предлагающую всем желающим заняться собиранием местного фольклора и других сведений о своей губернии (такие программы руководство РГО в то время широко рассылало по гимназиям и другим провинциальным учреждениям). Дмитриев начал работать по этой программе и записал несколько народных песен, обрядов и легенд. Отправлять результаты своего труда в РГО он не хотел: там, как он справедливо полагал, его записи могли затеряться в огромном количестве подобных материалов, поступающих со всей России. Поэтому он переслал их лично Срезневскому, своему бывшему учителю. Срезневский положительно оценил первые этнографические работы Дмитриева, хотя и посоветовал в дальнейшем все же адресовать рукописи непосредственно в РГО. На протяжении 1854–1860 гг. Дмитриев переслал в РГО около двух десятков рукописей по этнографии, фольклору и истории Новогрудчины. Параллельно он продолжал переписываться со Срезневским, надеясь с его помощью получить какое-то признание своих заслуг в области фольклористики и, может быть, несколько улучшить свое незавидное положение провинциального учителя. В письмах Дмитриев упоминает два своих первых рукописных сборника, которые сегодня хранятся в НА РГО, причем переписка позволяет датировать эти сборники с точностью до месяца4. Он рассказывает об условиях, в которых проходила его собирательская деятельность, о том, как и от кого он записывал белорусские песни, о своих взаимоотношениях с местной польской аристократией и с коллегами-преподавателями. Все это проливает свет на методику работы Дмитриева-фольклориста, которая до сих пор была совершенно неизвестна. Очень интересно сообщение о литературных опытах новогрудского помещика Николая Ивановича Дубичинского (впоследствии – участника восстания 1863 г.), а также о слуге этого помещика, белорусе-самоучке, который по собственной инициативе (!) записал большое количество известных ему народных песен, плясок, обрядов, и даже пытался, хоть и безуспешно, напечатать свои записи.

Письма Дмитриева к Срезневскому хранятся в фонде И.И. Срезневского в СПбФ АРАН. Всего сохранилось 12 писем. На большинстве проставлены только число и месяц, но год написания легко устанавливается по содержанию. Крайние даты писем: 27 октября 1853 г. – 11 мая 1870 г., причем 10 отправлены из Новогрудка в 1853–1858 гг., и только 2 относятся к более позднему периоду, когда Дмитриев был переведен в Гродно. Все письма написаны чернилами. Почерк принадлежит Дмитриеву, его легко узнать по характерной вертикальной «т», лигатуре «ль», частому использованию титла над сокращениями типа «кр҃ый» (который), «нек҃рый» (некоторый), «к҃» (как), «чл҃к» (человек) и т.д. Бумага белого или синего цвета, различного формата; в двух случаях на ней имеется слепое тиснение (штемпель), представляющее собой, соответственно, надпись «BATH» в гербе и надпись «PARIS» в гербе5. Два письма из Гродно написаны на официальных бланках Гродненского директора народных училищ. На некоторых письмах имеются карандашные пометки, сделанные либо Срезневским, либо работниками учреждений, в которых хранились документы.

В фонде Срезневского находится также рукопись «Алфавитный указатель особенных слов и выражений, извлеченных из песней и сказок крестьян Новогрудского уезда» (СПбФ АРАН, ф. 216, оп. 4, д. 280). Дмитриев составил ее, надеясь заинтересовать Срезневского, и отправил в РГО, о чем сообщил Срезневскому в письме от 15 марта 1858 г. Академик, действительно, настолько заинтересовался рукописью, что забрал ее в свой личный архив, и в конце концов она оказалась в его фонде в СПбФ АРАН6.

Перечень писем представлен в следующей таблице (сведения, полученные на основании косвенных данных, заключены в квадратные скобки).

Дата Место Шифр Тема письма
27 окт. [1853 г.] Новогрудок СПбФ АРАН, ф. 216, оп. 5, д. 221, л. 17-18об. Сообщение о начале этнографических занятий, об учебной деятельности, о помещике Дубичинском
13 февр. 1854 г.  Новогрудок СПбФ АРАН, ф. 216, оп. 5, д. 221, л. 1-2 Сообщение об окончании первой этнографической рукописи
15 март. [1854 г.] Новогрудок СПбФ АРАН, ф. 216, оп. 5, д. 221, л. 11-12об. Высылка первой этнографической рукописи
29 март. [1854 г.] Новогрудок СПбФ АРАН, ф. 216, оп. 5, д. 221, л. 3-5 Просьба найти издателя, готового платить за переводы с польского
24 сент. [1854 г.] Новогрудок СПбФ АРАН, ф. 216, оп. 5, д. 221, л. 16-16об. Сообщение о высылке в РГО второй этнографической рукописи
3 дек. [1854 г.] Новогрудок СПбФ АРАН, ф. 216, оп. 5, д. 221, л. 19-20 Просьба о денежном пособии от РГО
30 апр. [1855 г.] Новогрудок СПбФ АРАН, ф. 216, оп. 5, д. 221, л. 13-14 Просьба о денежном пособии от РГО, вопрос о высылке исторической статьи о Новогрудке
7 июн. [1856 г.] Новогрудок СПбФ АРАН, ф. 216, оп. 5, д. 221, л. 15-15об. Благодарность за получение диплома члена-сотрудника РГО, просьба об научном руководстве
15 март. 1858 г.  Новогрудок СПбФ АРАН, ф. 216, оп. 5, д. 221, л. 9-10 Сообщение о высылке в РГО «Алфавитного указателя», просьба о поддержке в РГО
16 мая 1858 г.  Новогрудок СПбФ АРАН, ф. 216, оп. 5, д. 221, л. 6 Поздравление с наградой
15 окт. 1868 г.  Гродно СПбФ АРАН, ф. 216, оп. 5, д. 221, л. 7-7об. Высылка первого издания сборника, просьба о денежном пособии от РГО
11 мая 1870 г.  Гродно СПбФ АРАН, ф. 216, оп. 5, д. 221, л. 8-8об. Высылка второго издания сборника, просьба помочь с его продажей

 

Письмо Дмитриева к И.С. Аксакову

Вероятно, Иван Аксаков узнал о Дмитриеве от известного белорусского историка и публициста М.О. Кояловича. В 1861 г. Коялович в своем письме к Аксакову рекомендовал несколько лиц, живших в Северо-Западном крае, в корреспонденты аксаковской газеты «День»7. В ответном письме Кояловичу, датированном 22 октября 1861 г., Аксаков писал: «Что касается до корреспондентов из Литвы и вообще из Западного края, то Вы бы очень меня обязали, если б кроме названных Вами 8 или 9 лиц (Доброхотова, Бобровского, Книтко, Еленевского, Дружиловского, Шумовского, Дмитриева, Васильева и Сидоренкого) снеслись с ними сами. Ваш голос для них будет более убедителен, чем мой, и Вы знаете, чего именно от них можно требовать и что могут они дать»8. Сотрудничество Дмитриева с «Днем» состоялось, но вышло не очень продуктивным – он напечатал там только одну статью (описание села Лавришева).

В фонде Аксаковых в РО ИРЛИ сохранилось одно письмо Дмитриева к Аксакову. Недавно его опубликовал литературовед А.П. Дмитриев на страницах сборника материалов по истории «Дня»9. В письме Дмитриев описывает события, которые сопровождали отставку М.Н. Муравьева с поста виленского генерал-губернатора. Националистически настроенные поляки питали в связи с этим надежды на ослабление жесткого антиполонизаторского курса, проводившегося Муравьевым (как известно, эти надежды не оправдались, и следующий генерал-губернатор К.П. фон Кауфман даже усилил нажим на польских помещиков Северо-Западного края). Дмитриев с осуждением пишет о том, что русские служащие в Вильно, в том числе чрезвычайно высокопоставленные, после отставки Муравьева принялись открыто выражать свои симпатии к полякам и к польской культуре. Кроме того, в письме Дмитриев интересуется судьбой своей статьи о Лавришеве.

Дата Место Шифр Тема письма Публикации
16 мая [1864 г.] Вильно РО ИРЛИ, ф. 3, оп. 4, д. 184, л. 1–2 об. Волнения в Вильно в связи с отставкой Муравьева [СлАрх5, с. 382-383] (ссылка)

 

Письма Дмитриева к И.П. Корнилову

И.П. Корнилов стал попечителем ВУО в 1864 г. В это время Дмитриев возглавлял Виленскую прогимназию. Новый попечитель обратил внимание на перспективного русского преподавателя и поручил ему должность директора Новогрудской гимназии. К сожалению, гимназия вскоре была закрыта, и Дмитриеву пришлось перейти на место гродненского директора народных училищ. В начале марта 1868 г. политическая обстановка в крае изменилась, и Корнилов, выступавший за радикальные меры по деполонизации края, был снят с должности попечителя. Он навсегда уехал из Вильно, однако сохранил теплые отношения со многими своими бывшими подчиненными и поддерживал с ними переписку.

В письмах к Корнилову Дмитриев касается вопросов своей служебной деятельности, поздравляет Корнилова с праздниками и т.д. Интересно письмо от 26 августа 1866 г., в котором Дмитриев рассказывает о своей поездке в местечко Снов на переосвящение костела в православную церковь. Там упоминаются минский губернатор П.Н. Шелгунов, минский архиепископ Михаил (Голубович), один из графов Чапских и многие другие лица. Также весьма показательно письмо от 1867 г., посвященное проблеме льгот для тех служащих ВУО, которые приехали в край до восстания. Отрывок из этого письма уже попадал в печать, его цитировал М.Д. Долбилов в своей известной монографии10. Пару раз Дмитриев отрицательно отзывается о белорусском православном духовенстве, с которым он, видимо, не смог найти общий язык. Во многих письмах Дмитриев жалуется на низкие оклады служащих народных дирекций и тяжелые условия их «адской работы». Это совсем не покажется преувеличением, если вспомнить, что Дмитриев умер в возрасте 41 года после долгой болезни, не оставив никаких сбережений, и его вдова с тремя малолетними дочерьми на руках была вынуждена выпрашивать подачки от руководства ВУО.

Мне известно о 15 письмах Дмитриева к Корнилову, хранящихся в архивах Санкт-Петербурга. Из них 14 находятся в фонде Корнилова в ОР РНБ11 и одно письмо – в фонде Корнилова в РГИА. Крайние даты этих документов: 8 апреля 1866 г. – 10 марта 1870 г.12 На большинстве писем проставлена полная дата, прочие могут быть датированы по содержанию как минимум с точностью до года. Большинство писем написаны почерком Дмитриева, некоторые (официального характера) – писарским почерком. Чернила – темные или коричневые. Некоторые письма выполнены на официальных бланках Гродненского директора народных училищ. В конце письма от 14 февраля 1870 г. Дмитриев сделал короткую приписку карандашом. На некоторых листах встречаются пометки Корнилова, сделанные карандашом или черными чернилами.

Вместе с официальным (сопроводительным) письмом от 19 августа 1867 г. Дмитриев отправил Корнилову «список училищ ведения Гродненской дирекции народных училищ, с показанием волостей, мировых участков, книжных складов, женских смен, церквей и костелов». Корнилов по каким-то причинам забрал этот список в свой личный архив, и он сохранился в его фонде (ОР РНБ, ф. 377, д. 117, л. 2-23). В письме от 28 мая 1868 г. Дмитриев упоминает, что посылает Корнилову, недавно уволенному с должности попечителя ВУО, свою фотографию «на память», но обнаружить саму фотографию мне не удалось13. С письмом от 27 августа 1868 г. Дмитриев отправил «историческую записку о гродненских училищах», составленную им по просьбе бывшего попечителя, но нынешнее местонахождение этой записки мне также не известно.

Перечень писем представлен в следующей таблице (сведения, полученные на основании косвенных данных, заключены в квадратные скобки).

Дата Место Шифр Тема письма Публикации
8 апр. [1866 г.] Новогрудок ОР РНБ, ф. 377, д. 658, л. 1 Молебен за сохранение жизни императора  
9 апр. [1866 г.] Новогрудок ОР РНБ, ф. 377, д. 658, л. 10 Молебен за сохранение жизни императора  
30 мая 1866 г.  [Новогрудок] ОР РНБ, ф. 377, д. 658, л. 2-2об. Нападение на дом учителя Аралова  
29 июл. [1866 г.] Новогрудок ОР РНБ, ф. 377, д. 658, л. 11 Пересылка снимков с исторической картины  
26 авг. [1866 г.] Новогрудок РГИА, ф. 970, оп. 1, д. 720, л. 1-2об. Поездка Дмитриева в Снов на переосвящение костела в церковь  
29 авг. 1866 г.  Новогрудок ОР РНБ, ф. 377, д. 658, л. 5 Поздравление с днем ангела от Новогрудской гимназии  
19 авг. 1867 г.  Гродно ОР РНБ, ф. 377, д. 117, л. 1 Сопроводительное письмо при пересылке списка училищ  
30 сент. 1867 г.  Гродно ОР РНБ, ф. 377, д. 658, л. 3-4 Перевод училища из Яглевич в Жировицы  
[1867 г.] [Гродно] ОР РНБ, ф. 377, д. 658, л. 16-16об. Наделение земельными участками работников дирекции Фрагмент: [Долбилов, с. 489-490]
28 мая [1868 г.] Гродно ОР РНБ, ф. 377, д. 658, л. 12-13 Пересылка своей фотографии; составление исторической записки и перечня училищ  
27 авг. [1868 г.] Гродно ОР РНБ, ф. 377, д. 658, л. 14-15об. Поздравление с днем ангела; пересылка исторической записки; просьба о пересмотре окладов  
26 авг. 1869 г.  Гродно ОР РНБ, ф. 377, д. 658, л. 6-6об. Поздравление с днем ангела; пересылка отчета дирекции  
26 авг. 1869 г.  Гродно ОР РНБ, ф. 377, д. 658, л. 7 Сопроводительное письмо при пересылке отчета дирекции  
14 февр. 1870 г.  Гродно ОР РНБ, ф. 377, д. 658, л. 8-8об. Пересылка фольклорного сборника  
10 март. 1870 г.  Гродно ОР РНБ, ф. 377, д. 658, л. 9 Пересылка циркуляра округа  

 

Направления дальнейших поисков

Переписка Дмитриева со Срезневским, Аксаковым, Корниловым представляет собой важный источник для изучения биографии этого фольклориста. Однако нет сомнений, что рано или поздно будут обнаружены и другие, может быть даже более ценные, его письма. Как известно, в 1860–1861 гг. Дмитриев напечатал несколько статей в газете «Виленский вестник» и поддерживал тесные отношения с ее редактором, известным виленским публицистом Адамом Киркором. Их знакомство относится еще к тому периоду, когда Дмитриев проживал в Новогрудке, поэтому они, очевидно, вели переписку друг с другом. Сегодня в вильнюсском LVIA сохранилось около 11000 писем к Киркору от разных лиц14. Среди них, по некоторым сообщениям, имеются и письма Дмитриева (LVIA, ф. 1135, оп. 11, д. 2, лл. 184-199об.). Думаю, что не ошибусь, если предположу, что переписка с Киркором содержит множество ценнейших сведений о новогрудском периоде жизни Дмитриева, об источниках опубликованных им фольклорных произведений, о тонкостях его взаимоотношений с польской элитой Северо-Западного края и т.д. Особенно интересно было бы поискать там какие-либо подробности, связанные с публикацией Дмитриевым татарской легенды о Ловчицах (история этой публикации во многом остается весьма загадочной). К сожалению, архив LVIA для меня совершенно недоступен.

Среди прочих лиц, с которыми наверняка переписывался Дмитриев, прежде всего нужно назвать знаменитого белорусского публициста М.О. Кояловича. Однако архив Кояловича утрачен: он хранился у его родственников и, по словам вдовы его сына М.М. Кояловича, погиб в революцию, «пошел в печь»15. Возможно, Дмитриев переписывался также с полковником генерального штаба Дмитрием Андреевичем Кропотовым (1817–1875), учредителем новогрудского православного братства, в котором «старшим братчиком» был Дмитриев16. Однако сохранился ли архив Кропотова и, если да, то где он находится, мне не известно. Письма Дмитриева, адресованные в дирекцию РГО, должны были отложиться в фонде канцелярии Общества в НА РГО, однако описей фонда в открытом доступе нет, и найти эти письма я не пытался.

Наконец, остается неясной судьба личного архива самого Дмитриева. Можно предположить, что после смерти этнографа вдова передала все его бумаги руководству ВУО. В таком случае, они должны сегодня находиться где-то в архивах Вильнюса, то есть или в LVIA, или в отделе рукописей Библиотеки Вильнюсского университета (Vilniaus universiteto biblioteka), или в отделе рукописей Библиотеки Академии наук Литвы (Lietuvos mokslų akademijos Vrublevskių biblioteka). Каталоги этих собраний имеются в сети, однако мои поиски в них ничего не дали. Если архив Дмитриева все же сохранился, то он, безусловно, обладает большой исторической ценностью, поскольку содержит письма от таких известных деятелей, как Срезневский, Киркор, Аксаков, Корнилов, а может, и от многих других.

Примечания

1 Подробнее о биографии Дмитриева см. здесь.

2 [Акт седьмого выпуска, с. 14].

3 И.И. Срезневский в 1850–1855 гг. был заместителем Н.И. Надеждина, председателя Отделения этнографии РГО, а с 31 января 1856 по 11 февраля 1859 г. – председателем Отделения [Срезневский В.И., 1916, с. 50].

4 Первая этнографическая рукопись Дмитриева (март 1854 г.): НА РГО, ф. 20, оп. 1, д. 5 (см. о ней здесь); вторая этнографическая рукопись Дмитриева (сентябрь 1854 г.): НА РГО, ф. 20, оп. 1, д. 10 (см. о ней здесь).

5 Ср. [Клепиков, с. 28, 111, 113].

6 После смерти Срезневского рукопись Дмитриева «Алфавитный указатель особенных слов и выражений, извлеченных из песней и сказок крестьян Новогрудского уезда» вместе со многими другими материалами из его личного архива попала в Рукописное отделение БАН, ученым хранителем которого был сын академика, В.И. Срезневский [Срезневский В.И., 1902, с. 80 {723}]; [Летопись Библиотеки Российской Академии наук, т. 1, с. 326]. Там ее ошибочно отнесли не к белорусским, а к украинским (малороссийским) материалам, и соответственно присвоили шифр «Мат. Малор. 35». Под этим шифром ее в начале XX в. видел академик Е.Ф. Карский [Карский, т. I, с. 241]. Позднее, уже в советское время, все материалы для словарей, собранные Срезневским, в том числе и рукопись Дмитриева, были переданы из БАН в в архив Академии наук (сегодня – СПбФ АРАН), в фонд Срезневского. Там рукопись и находится до настоящего времени (СПбФ АРАН, ф. 216, оп. 4, д. 280).

7 [Долбилов, с. 901] (со ссылкой на: РО ИРЛИ, ф. 3, оп. 4, д. 297, л. 3 об.).

8 [Тесля, с. 630] (со ссылкой на: РО ИРЛИ, ф. 3, оп. 2, д. 22, № IV).

9 [СлАрх5, с. 382-383].

10 [Долбилов, с. 489-490].

11 Письма к Корнилову попали в ОР РНБ в 1886–1895 гг., когда Корнилов пожертвовал «обширное собрание писем к нему разных лиц» в Императорскую Публичную библиотеку. В то время он являлся почетным опекуном библиотеки. См.: [Отчет ИПБ, 1886, с. 13-14]; [Отчет ИПБ, 1888, с. 82-83]; [Отчет ИПБ, 1892, с. 241-243]; [Отчет ИПБ, 1895, с. 140].

12 Первое письмо к Корнилову (ОР РНБ, ф. 377, д. 658, л. 1) датировано Дмитриевым «8 апреля 1865», однако нет никаких сомнений, что на самом деле оно написано в 1866 году. Во-первых, оно отправлено из Новогрудка, куда Дмитриев был переведен из Вильно только 1 августа 1865 г. Во-вторых, в письме говорится о «благодарственном молебне за сохранение жизни Государя императора», причиной которого явно стало покушение Каракозова (4 апреля 1866 г.). Таким образом, письмо однозначно следует датировать 8 апреля 1866 г.

13 Предположу, что Корнилов или его наследники на рубеже XIX-XX вв. могли отправить имевшиеся у них фотографии служащих ВУО (в том числе и фотографию Дмитриева) в музей памяти М.Н. Муравьева в Вильно. Известно, что Корнилов передал туда большое количество хранившихся у него материалов [Никольский, с. 3]. Фонд этого музея сейчас хранится в LVIA. Согласно описи, там есть некий «альбом фотокарточек Новогрудской гимназии» (LVIA, ф. 439, оп. 1, д. 152оп1/39), а также «фотокарточки участников восстания 1863 г. и царских чиновников на букву „Д“» (LVIA, ф. 439, оп. 1, д. 157).

14 [Stolzman, s. 9]

15 [Цьвікевіч, с. 145].

16 [Новогрудское Николаевское православное братство].

Сокращения

БАН Библиотека Российской Академии наук;
ВУО Виленский учебный округ;
ГПИ Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге;
ИПБ Императорская Публичная библиотека
(ныне – Российская национальная библиотека);
НА РГО Научный архив Русского географического общества;
ОР РНБ Отдел рукописей Российской национальной библиотеки;
РГИА Российский государственный исторический архив;
РГО Русское географическое общество;
РО ИРЛИ Рукописный отдел Института русской литературы («Пушкинский дом») Российской Академии наук;
СПбФ АРАН Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук;
LVIA Lietuvos valstybės istorijos archyvas, Литовский государственный исторический архив
(ранее – Центральный Государственный Исторический архив Литовской ССР).

Литература

Акт седьмого выпуска студентов Главного педагогического института. 20 июня 1853 г. СПб, 1853.

Долбилов М.Д. Русский край, чужая вера. Этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II. М.: Новое литературное обозрение, 2010.

Карский Е.Ф. Белорусы. Том I: Введение в изучение языка и народной словесности. Варшава, 1903 (ссылка).

Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII–XX вв. М.: Изд-во Всесоюзной Книжной палаты, 1959 (ссылка).

Летопись Библиотеки Российской Академии наук. Том 1: 1714-1900. СПб, 2004 (ссылка).

Никольский =
Иллюстрированный каталог музея графа М.Н. Муравьева в г. Вильне. Составил В.Г. Никольский. СПб, 1904.

Новогрудское Николаевское православное братство =
Русский. Новогрудское Николаевское православное братство // «Виленский вестник» (газета). Вильно. 1866, № 65.

Отчет ИПБ =
Отчет Императорской Публичной библиотеки за … год. СПб. 1886 год (ссылка); 1888 год (ссылка); 1892 год (ссылка); 1895 год (ссылка).

СлАрх5 =
«День» И.С. Аксакова: история славянофильской газеты. Исследования. Материалы. Постатейная роспись. Часть I. (Славянофильский архив, кн. 5). Под общей редакцией Н.Н. Вихровой, А.П. Дмитриева и Б.Ф. Егорова. СПб: «Росток», 2017.

Срезневский В.И., 1902 =
Срезневский В.И. Сведения о рукописях, печатных изданиях и других предметах, поступивших в рукописное отделение в 1900 и 1901 гг. // Известия Императорской Академии Наук. 1902. Февраль. Т. XVI. № 2. СПб, 1902. С. 01-88 {645-731} (ссылка; в фигурных скобках указывается номер страницы в файле pdf из этого источника).

Срезневский В.И., 1916 =
Срезневский В.И. Краткий очерк жизни и деятельности И.И. Срезневского // Памяти Измаила Ивановича Срезневского. Книга 1. Пг., 1916. С. 1-68.

Тесля А.А. «Последний из „отцов”»: биография Ивана Аксакова. СПб: «Владимир Даль», 2015.

Цьвікевіч А. «Западно-руссизм». Нарысы з гісторыі грамадзкай мысьлі на Беларусі ў XIX і пачатку XX в.. Менск: «Навука і тэхніка», 1993.

Stolzman M. Czasopisma Wileńskie Adama Honorego Kirkora. Zeszyty naukowe Uniwersitetu Jagiellońskiego. CCCXXI. Prace historycznoliterackie, zeszyt 26. Warszawa – Kraków: Państwowe wydawnictwo naukowe, 1973.

Оставьте комментарий