М.А. Дмитриев — Лавришево

Газета «День», издававшаяся в 1861–1865 гг. лидером младших славянофилов Иваном Аксаковым, всегда уделяла большое внимание состоянию дел в Белоруссии. Первоначально едва ли не все сведения о Северо-Западном крае Аксаков получал от знаменитого белорусского историка и публициста М.О. Кояловича, позиция которого по большинству вопросов практически совпадала с позицией славянофилов. Однако позднее Аксаков, действуя через Кояловича, смог привлечь к сотрудничеству с «Днем» целый ряд русофильски настроенных белорусов, а также проживавших в Северо-Западном крае чиновников-великороссов. Среди последних был и Михаил Алексеевич Дмитриев, служащий педагогического ведомства и этнограф-любитель. В 1850-е гг. он занимал должность учителя русской словесности в Новогрудской гимназии, а затем перевелся в Вильно и с 1863 г. возглавлял Виленскую прогимназию1.

Впервые Аксаков узнал о Дмитриеве в 1861 г. из письма Кояловича, который рекомендовал его, среди прочих лиц, в корреспонденты «Дня»2. В ответном письме Кояловичу, датированном 22 октября 1861 г., Аксаков писал:

«Что касается до корреспондентов из Литвы и вообще из Западного края, то Вы бы очень меня обязали, если б кроме названных Вами 8 или 9 лиц (Доброхотова, Бобровского, Книтко, Еленевского, Дружиловского, Шумовского, Дмитриева, Васильева и Сидоренкого) снеслись с ними сами. Ваш голос для них будет более убедителен, чем мой, и Вы знаете, чего именно от них можно требовать и что могут они дать»3.

Из упомянутых здесь жителей Белоруссии активными корреспондентами «Дня» стали П.О. Бобровский и К.С. Еленевский4. Что касается Дмитриева, то он напечатал в газете Аксакова только одну статью – очерк о селе Лавришево с его знаменитым монастырем. Статья была подписана акронимом «М. Д-в». Ее авторство установлено Н.Н. Вихровой и А.П. Дмитриевым в процессе работы над сборником материалов по истории «Дня», опубликованном в 2017 г.5 В частности, статья о Лавришеве упоминается в письме Дмитриева к Ивану Аксакову от 16 мая 1864 г., которое сохранилось в фонде Аксаковых в РО ИРЛИ и было опубликовано на страницах того же сборника материалов6.

Статья Дмитриева датирована 17 апреля 1864 г. Интересно, что в ней имеются текстуальные совпадения с первыми главами работы П. Кукольника «Исторические заметки о Литве», публиковавшейся в газете «Виленский вестник» с 25 января по 16 июля 1864 г. Видимо, Дмитриев воспринимал работу Кукольника как политический манифест всей группы русских старожилов в Белоруссии, вынужденных после 1863 г. адаптироваться к новым условиям жизни в крае.

В тексте своей статьи Дмитриев сообщает, что посетил Лавришево «года три тому назад», т.е. около 1861 г. Действительно, в марте 1861 г. он напечатал в газете «Виленский вестник» описание свадебного обряда, записанное «в селе Лавришеве, в трех милях от Новогрудка»7. Историей Новогрудка он заинтересовался еще в 1850-х гг., когда составил для Русского географического общества две статьи: «Несколько слов краткого исторического обозрения русско-литовского Новогрудка…» (датирована 3 сентября 1855 г., напечатана в 1858 г.) и «Собрание дальнейших исторических сведений о Новогрудке…» (1859 г.)8. В первой из этих двух статей Дмитриев, ссылаясь на польского историка Т. Нарбута, упоминает и о Лавришевском монастыре:

«Воишелг… хотел видеть Иерусалим и гору Афонскую, возвратился с пути и на берегу Немана основал монастырь, трудился в оном несколько лет. (Вместе с ним жил игумен этого монастыря Елисей. – Нарбут). Это место теперь называется Лаврышевым, недалеко от Новогрудка. Церковь лаврышевская построена, во имя Воскресения Христова, литовским князем Римундом в 1281 году»9.

Село Лавришево расположено в 25 км к северо-востоку от Новогрудка. Находящийся там Лавришевский монастырь – один из старейших в Белоруссии, он упоминается в источниках с XIV в.10 Его основателем обычно считают одного из литовских князей середины XIII в., многие из которых, как известно, по собственному выбору переходили из язычества в православие. Согласно сведениям, сохранившимся в исторических трудах, основателем монастыря был либо полулегендарный князь Римунт, якобы имевший прозвище Лаврыш (сын великого князя Тройдена), либо великий князь Войшелк (сын короля Миндовга). В свою очередь, православное предание утверждает, что монастырь основал некий Елисей Лавришевский, причисленный в 1514 г. к лику святых. Иногда преподобного Елисея отождествляют с князем Римунтом. Изначально православный, на рубеже XVI–XVII вв. монастырь был переведен в унию и стал принадлежать базилианскому ордену. Точное место, где монастырь располагался в раннюю эпоху своего существования, остается неизвестным, но, по крайней мере, в XVIII в. он уже находился в самом селе Лавришево. Там сохранилась Успенская церковь, возведенная при полной перестройке монастыря в 1775 г. (монастырь был упразднен в 1836 г., после чего Успенская церковь стала исполнять функции приходской). Тем не менее, народное предание утверждает, что первоначально Лавришевский монастырь стоял чуть поодаль – в Незвищах, песчаной возвышенности на правом берегу Немана, в 2,5 км к северо-востоку от Лавришево. Однако, если в Незвищах когда-то и были монастырские постройки, то к XIX в. от них уже совершенно ничего не осталось. Во второй половине XIX в. предания о святости Незвищ широко распространились среди местных жителей, и вокруг урочища сложился своего рода культ: туда совершались паломничества, многие верующие пытались найти там мощи преподобного Елисея, получали различные видения и откровения11. Ориентируясь на эту народную традицию, в 1990-е гг. православная церковь построила новый Свято-Елисеевский Лавришевский монастырь именно в Незвищах. Тем не менее, современным исследователям не удалось найти никаких исторических или археологических данных, которые бы свидетельствовали о существовании там древнего монастыря; скорее всего, это просто местная легенда, и монастырь с самого начала располагался в Лавришеве, там, где сейчас стоит Успенская церковь.

Упомянув в своей статье оба предположения о первоначальном месте монастыря, Дмитриев предлагает компромиссный вариант. По его мнению, монастырей было два: в Незвищах и в самом Лавришеве. Монастырь в Незвищах около 1261 г. основал «Рамунт, сын третьего племянника Мендовга Тройната», постригшийся в монахи под именем Елисея. В этом монастыре жил некоторое время Войшелк. Второй монастырь, в самом селе Лавришеве, основан «Ромунтом или Лавром, сыном Тройдена», в 1281 г. Со временем следы первого монастыря полностью исчезли, а второй захватили униаты. Вероятно, теория о двух разных монастырях привлекала Дмитриева тем, что позволяла исключить униатский период из истории древнейшего и наиболее прославленного белорусского монастыря, связанного с именами преподобного Елисея и великого князя Войшелка. Нужно отметить, что статья Дмитриева является единственным его напечатанным текстом (из известных на сегодняшний день), в котором открыто высказываются политические идеи: говорится о польском гнете над белорусами, об униатских подделках, искажающих древнюю историю края и т.д. Тем не менее, в целом статья написана в характерном для Дмитриева спокойном тоне. Часть политических пассажей была просто заимствована Дмитриевым из упоминавшейся выше работы Кукольника. Лишенная публицистической страстности, столь характерной для самого Аксакова и многих его сотрудников, и какой-либо яркой фактографии, статья Дмитриева не вполне соответствовала стандартам «Дня». Видимо, поэтому Аксаков напечатал эту статью только через полгода после того, как получил ее от автора, и в дальнейшем не публиковал никаких других материалов Дмитриева в своей газете.

Помещенный ниже текст статьи Дмитриева приведен к нормам современной русской орфографии и пунктуации. В квадратных скобках исправлены явные опечатки и раскрыты сокращения. Символ «//» означает начало новой страницы. Комментарии, отмеченные звездочками, принадлежат Дмитриеву.

Текст

Источник: М. Д-в [Дмитриев М. А.]. Лавришево // «День» (газета). М. 1864. № 42 (17 октября). С. 14–15.

Лавришево (Новогрудского уезда, Минской губернии). Года три тому назад, собирая этнографические материалы вблизи казенного села Лавришева, где в половине XIII столетия был построен первый православный монастырь в Литве, я захотел взглянуть на эту драгоценную древность. Я надеялся увидеть хотя в развалинах что-нибудь похожее на «обитель, с четырьмя башнями по углам, ряд ке[л]ий, темный переход, часовню у святых ворот с чудотворящею иконой…»12; но, увы! картина, представленная поэтом, вмиг исчезла, когда на все мои рас[с]просы у стариков-крестьян о монастыре они отвечали: «быу, пано̀чку, намастырь, але землей засыпауся». – Больно и досадно стало, когда услышал такие ответы об этом древнем монастыре, об этом первом залоге православного братства в Литве, где, по принятии св. крещения, по православному обряду, жил сын Мендовга, кн[язь] Воишелг. Но время (а может быть, и не одно время!) все уничтожило: остались одни только воспоминания, да самые скудные сведения, по которым можно составить кое-что целое.

С половины XIII столетия в Литву начала мало-помалу проникать и распространяться христианская вера, вместо прежнего поклонения Перкунасу, Земенитасу13 и другим богам. Она входила в Литву с востока и запада, посредством проповедей русских миссионеров и меченосцев. Подвиги обеих сторон, однако же, увенчивались неодинаковым успехом. Между тем как насилия меченосцев возбуждали общую к ним ненависть и ожесточение, кроткие действия русских проповедей обратили в православную веру не только многих литовцев, но даже членов из господствующей княжеской династии14. Так, двое племянников Мендовга: Арвид, или Довмонт, и Товцивилл приняли православие. Братья Тройдена Ромунтовича – Норимунт, Гольша и Гедрус – крестились также в православную веру15. Рамунт, сын третьего племянника Мендовга Тройната, мало того что принял православную веру, но основал описываемый нами Лавришевский монастырь, под именем Елисея постригся в монахи, был его архимандритом и трудился над украшением обители вместе с Воишелгом, который, как мы выше сказали, поселился также в этом монастыре по возвращении своем из паломничества.

Обитель Елисея была построена около 1261 или 62 года, верстах в двадцати от Новогрудка, на живописном берегу Немана и на возвышенной местности, называемой теперь островком, вероятно потому что во время разлива Немана местность эта не затопляется водою. Новоприезжий будет искать следов монастыря возле теперешней Лавришевской церкви, во имя Успения Пресвятой Богородицы, где и видны еще какие-то развалины; но это остатки не Елисеевской обители, а другого монастыря, заложенного Ромунтом или Лавром, где впоследствии основались базилиане16; а та обитель была за Неманом, версты с полторы еще от Лавришева. Это подтверждают все тамошние старожилы, которые говорят, что Елисей построил себе монастырь на вышеупомянутом островке, в так называемых теперь Незвищах.

Следуя за рас[с]казчиком и переправившись через Неман, вы увидите на горе сосновый бор (Незвищский гай). Взойдя на горку, взору вашему откроются вокруг обширные равнины, пересекаемые синими водами реки, блестящий крест Успенской церкви, почерневшие крестьянские хаты, спускающиеся к Неману, две-три лодочки, причаленные к берегу, а в туманной дали – и самый Новогрудок, основанный также не Ердзивиллом (что, по нашему мнению, совершенно опровергается // положительными данными), а князем Ярополком, сыном Владимира Мономаха, в 1117 году (*). Чудная картина! Невольно вспомнил я приволжские наши села, с удалыми песнями, в которых так и слышится эта дикая, необузданная и своеобразная поэзия разгульной жизни, и в свою очередь сравнил их с заунывными, глухо раздающимися песнями белорусскими, верно выражающими и «польский гнет, и польское хлопство»… Но возвратимся к Незвищскому гаю. Внутри его ничего нельзя заметить, кроме небольшой, поросшей деревьями и по бокам возвышенной площади. Ни памятника никакого, ни развалин древних, ничего нет в нем такого, что бы свидетельствовало о жилье, или здании каком-нибудь, а только волнообразные груды песку, да редко растущие одна от другой зеленые сосны составляют всю картину этого бора. Круглая возвышенность по краям срединной площади – вероятно, следы прежних монастырских валов или стен. Говорят, что она была прежде еще выше, но время от времени понижалась от возвышающейся серединной площади, на которую, во время весеннего разлива Немана, густыми слоями ложится песок. Старики-крестьяне рассказывают, что лет несколько десятков тому назад по середине этого гая были кирпичные ямы, или пещеры, куда они мальчиками еще бросали каменья и загоняли овец от дождя. По народному преданию, внутри гая, в земле, стоит кляштор (т.е. монастырь), а в нем похоронен преподобный Елисей, и что «уже так Бог дау, што кляштор землей засыпауся».

Местность теперешней Лавришевской церкви выбрана самим Лавром, до принятия православия называвшимся Ромунтом, сыном Тройдена, который, от увеличения братии в первой обители, оставил в ней Елисея, а сам пошел искать другого места для заложения монастыря. В памяти народа сохранился рассказ, как он выбрал себе это место. Переправясь на эту сторону Немана, Лавр вступил в глубокий лес, где на каждом шагу колючие ветви замедляли ему дальнейший ход; наконец, один сук так больно оцарапал ему лицо, что он бросил свой посох и вскрикнул: «Довольно идти дальше, здесь заложим монастырь!..» В Лавришевской церкви и до настоящего времени находится портрет Лавра, но он уже представлен в базилианской одежде, с худо замалеванной бородой и подписью, что он основал монастырь и кончил здесь жизнь свою. Подпись во многих местах стерта от сырости. Время заложения этого нового монастыря относится к концу XIII столетия. История говорит, что церковь Лавришевская построена позже (т.е. заложения Елисеевской), в 1281 г., литовским князем Ромунтом, или Лавром, во имя Воскресения Христова (**). Успенская церковь уже третья после Воскресенской; до нее была еще Николаевская, в теперешнем вокруг церкви саду, и где, на памяти многих еще, было кладбище. Когда на нем, по окончании постройки новой церкви и по отводе кладбища в другое место, стали садить деревья, то собрали очень много костей; для них был сделан большой гроб и закопан в притворе. Успенская церковь построена, как видно из надписи, в 1775 г., в августе месяце, на счет прихожан, во время викариатства Севастьяна Бегаловича.

Возле церкви находится старое, обрушающееся здание бывшего базилианского монастыря, при котором некоторое время была и семинария, перемещенная впоследствии в Жировицы (около Слонима)17. Часть учеников жила тут, а другая, по недостатку помещения, в отведенных им квартирах на деревне, названной от основателя монастыря Лавришевым.

Вот краткие сведения о тех местах, где жил и подвизался на пользу православия воинственный сын Мендовга Воишелг, более других князей имевший случай распространить в Литве веру православную. Но недолго он пребывал в тишине келий монастырских. В 1260 г. он отдал Новогрудское княжество двоюродному брату своему Роману Даниловичу, сам отказался от света, хотел видеть Иерусалим и гору Афонскую, возвратился с пути и на берегу Немана вместе с Елисеем основал описываемый вышесказанный монастырь, в котором и постригся в монахи. Мендовг ни ласками, ни угрозою не мог поколебать его усердия к православию. Но весть о несчастной смерти отца и присвоении престола Тройнатом произвела в Войшелге действие чрезвычайное: он затрепетал от гнева, схватил меч и, свергнув с себя монашескую одежду, дал Богу обет через три года снова надеть ее, когда отмстит врагам отца своего. Но обет не исполнился: в 1263 г. он вступил на великокняжеский престол, а во Владимире, как говорит хроника Бельского18, и кончил жизнь свою.

М. Д–в

Вильно.

17 апреля 1864.


(*) Литовский князь Ердзивилл возобновил только прежний замок Новогрудский после татарского погрома (а не основал), и то в 1217 году, ровно через сто лет после заложения19.

(**) Стрыйковский20.


 

Примечания (istp2012)

1 О биографии М.А. Дмитриева см. мою статью на этом сайте (ссылка).

2 [Долбилов, с. 901] (со ссылкой на: РО ИРЛИ, ф. 3, оп. 4, д. 297, л. 3 об.).

3 [Тесля, с. 630] (со ссылкой на: РО ИРЛИ, ф. 3, оп. 2, д. 22, № IV).

4 Косьма Самуйлович Еленевский стал одним из активнейших корреспондентов «Дня» и близким соратником Аксакова. Через него Аксаков передавал в Северо-Западный край пожертвования и гонорары своим корреспондентам. Из-за анонимной статьи Еленевского 1862 г., в которой он критиковал нравы высшего православного духовенства Литовской епархии, «День» подвергся сильнейшим цензурным гонениям за всю свою историю. Газета тогда оказалась на грани закрытия, а самому Аксакову грозило уголовное преследование (защищая Еленевского, Аксаков отказался сообщить цензуре имя автора злополучной статьи, сознательно нарушив таким образом действующее законодательство). Этот эпизод хорошо демонстрирует, насколько важное значение придавали Аксаков и его газета «белорусскому вопросу» даже до начала восстания 1863 г.

5 [СлАрх5, с. 382-383, 709].

6 Письмо М.А. Дмитриева [к И.С. Аксакову] от 16 мая 1864 г. Публикация А.П. Дмитриева // [СлАрх5, с. 382-383] (ссылка).

7 [Дмитриев, 1861, № 20, с. 175].

8 [Дмитриев, 1858]; [Дмитриев, 1859].

9 [Дмитриев, 1858, с. 237].

10 См.: [Котельников, 2012а]; [Котельников, 2012б]; [Темчинас, с. 155-156]; [Краткая история].

11 О религиозных эксцессах, случившихся в Незвищах в 1872 г., см.: [Савич, 1872]; [Савич, 1874].

12 Дмитриев цитирует поэму Ивана Ивановича Козлова (1779–1840) «Чернец» (1825): «За Киевом, где Днепр широкой / Меж диких скал кипит, шумит, / У рощи на горе высокой / Обитель иноков стоит; / Вокруг нее стена с зубцами, / Четыре башни по углам, / И посредине Божий храм / С позолоченными главами; / Ряд келий, темный переход, / Часовня у святых ворот / С чудотворящею иконой, / И подле ключ воды студеной / Журчит целительной струей / Под тенью липы вековой» [Козлов, с. 7-8].

13 Перкунас, Земенитас – боги литовского языческого пантеона. Перкунас, бог грома, является одним из наиболее часто упоминаемых литовских богов. Что касается Земенитаса, то, видимо, здесь имеется в виду Земеникас, литовский бог земли и урожая, имя которого приводит Т. Нарбут: Ziemienikas [Narbutt, t. I, s. 30-33] (у Стрыйковского это имя встречается в немного отличающейся форме: Ziemiennik). Возможно, упоминание имени этого не самого известного бога, тем более в специфически искаженной форме, свидетельствует о том, что Дмитриев позаимствовал пассаж про литовских богов не из книги Нарбута, а из какого-то третьего источника. Мне, однако, не удалось выявить этот источник.

14 Ср. у Кукольника: «Несравненно успешнее проникало христианство со стороны русских проповедников, путем кротости и убеждения. Учение мира и любви должно быть проповедуемо не иначе, как в мире и с любовью. А между тем оно распространяемо было крестоносцами огнем и мечом. Поступки их произвели в сердцах литовцев такую к ним ненависть, что одно приведение им на память рыцарей приводило их в ожесточение» [Кукольник, 1864, № 12 (1 февраля), с. 1].

15 Ср. у Кукольника: «Племянники Миндовга, Арвид или Довмонт, Товцивилл и Тройден управляли Смоленском, Полоцком и Витебском в качестве наместников дяди. Первые два приняли христианство и православное исповедание и сделались ревностными его защитниками в своем отечестве. Третий, Тройнат, остался в язычестве, но зато сын его Римунд не только принял христианскую веру, но даже постригся в монахи под именем Елисея, и был архимандритом в основанной им лавре св. Илии близ Новогрудка в нынешнем Лавришеве. С этих пор христианство и православие начали глубоко пускать корни по всей Литве. Примеру племянников и внука Миндовга последовали потом братья Тройдена Роумунтовича Наримунд, Гольша и Гедрус и множество лиц литовских княжеских фамилий, как то увидим ниже» [Кукольник, 1864, № 11 (30 января), с. 1].

16 Базилиане – монахи униатского монашеского ордена, названного в честь Василия Великого.

17 Жировицы – селение, где располагался Жировичский монастырь, один из крупнейших белорусских религиозных центров в период унии и православия.

18 Хроника Бельского – «Хроника…», сочинение польского историографа Мартина Бельского (ум. 1575).

19 В своей исторической работе о Новогрудке Дмитриев писал, что Ердзивилл, сын жмудского князя Монтвилла Гимбутовича (не путать с Ердзивиллом, сыном Гимбута), восстановил новогрудский замок в 1217 г. [Дмитриев, 1858, с. 229, 231].

20 Стрыйковский – Матвей Стрыйковский (ум. ок. 1590), польский историограф, автор первой печатной истории Великого княжества Литовского, опубликованной в 1582 г.

Литература к примечаниям

Дмитриев, 1858 =
Дмитриев М.А. Несколько слов краткого исторического обозрения русско-литовского Новогрудка, со времени основания этого города русским князем Ярополком Владимировичем, сыном Владимира Мономаха, в 1116 году до конца XIV столетия // «Вестник Императорского Русского географического общества». СПб. 1858, ч. 24. Отд. II. С. 227-240 (ссылка).

Дмитриев, 1859 =
Дмитриев М.А. Собрание дальнейших исторических сведений о Новогрудке со смерти Свенторога (1270) // «Вестник Императорского Русского географического общества». СПб. 1859, ч. 26. Отд. II. С. 66-72 (ссылка).

Дмитриев, 1861 =
Дмитриев М.А. Свадебный обряд в деревнях Новогрудского уезда // «Виленский вестник» (газета). Вильно. 1861. № 20 (10 марта), с. 175; № 26 (31 марта), с. 238 (ссылка).

Долбилов М.Д. Русский край, чужая вера. Этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II. М.: Новое литературное обозрение, 2010.

Еленевский =
К-н [Еленевский К.С.]. Очерк местного городского православного духовенства из одного провинциального города Западной России // &laquoДень» (газета). М. 1862. № 31 (12 мая). С. 2-7.
Перепечатка: [СлАрх5, с. 493-505; см. тж. с. 256].

Козлов И. Чернец. Киевская повесть. СПб, 1825 (ссылка).

Котельников, 2012а =
Котельников А. К вопросу об основателе Лавришевского монастыря // Богослов.ru. Научный богословский портал. 2012 (ссылка).

Котельников, 2012б =
Котельников А. К вопросу о локализации Лавришевского монастыря // Богослов.ru. Научный богословский портал. 2012 (ссылка).

Краткая история Лавришевского монастыря // Белая лавра. Официальный сайт Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря (ссылка).

Кукольник П.В. Исторические заметки о Литве // «Виленский вестник» (газета). Вильно. 1864. № 9 (25 января) — № 79 (16 июля) (ссылка).
Перепечатка: «Вестник Юго-Западной и Западной России». Киев. 1863. Т. II, кн. 6 (декабрь), отд. II, с. 150-186. 1864. Т. III, кн. 7 (январь), отд. II, с. 1-36; кн. 8 (февраль), отд. II, с. 99-112.
Отд. издание: Вильна, типография А.К. Киркора, 1864.

Савич, 1872 =
Савич К. Явление из современной религиозной жизни одного прихода в западно-русском крае // «Виленский вестник» (газета). Вильно. 1872. № 193.

Савич, 1874 =
Савич К. Явление из современной религиозной жизни одного прихода в западно-русском крае // «Труды Киевской духовной академии». Киев. 1874. Т. 1. Январь. С. 98-110.

СлАрх5 =
«День» И.С. Аксакова: история славянофильской газеты. Исследования. Материалы. Постатейная роспись. Часть I. (Славянофильский архив, кн. 5). Под общей редакцией Н.Н. Вихровой, А.П. Дмитриева и Б.Ф. Егорова. СПб: «Росток», 2017.

Темчинас С.Ю. Основание Лавришевского монастыря в свете рукописной продукции книжника Иева (вторая половина XIII в.) // «Вертоград многоцветный». Сборник к 80-летию Бориса Николаевича Флори. М.: «Индрик», 2018. С. 155-161 (ссылка).

Тесля А.А. «Последний из „отцов”»: биография Ивана Аксакова. СПб: «Владимир Даль», 2015.

Narbutt T. Dzieje starożytne narodu Litewskiego. Tom I: Mitologia litewska. Wilno, 1835 (ссылка).

Оставьте комментарий